Камбоджа

Ангкор — камбоджийское чудо

Почему вдруг Камбоджа, и что я о ней знала раньше? А ничего кроме Ангкора. Даже название столицы мне до сих пор не выговорить. Какое-то неуютное сочетание согласных. Пномпень. Ну по-русски кстати еще ничего звучит. Никакого Пномпеня мне не хотелось, но зато очень не давала покоя мысль посетить Ангкор. А обычно, если мысль появляется, то и решить вопрос можно. Вот так и я. Подумалось, а что если увидеть Ангкор по дороге из Тая во Вьетнам? Прекрасный вариант – ответила я сама себе и стала придумывать.
Как показывает мой скромный опыт, зачастую планирование путешествия – это не менее интересный и увлекательный процесс, чем собственно и само путешествие.

Планировать — это совсем несложно. С острова Ко Чанг в Сием Рип уехать легче легкого. 400 бат, все включено, кроме визы. Насколько я знала, виза на границе самостоятельно стоит 20 баксов, а вот у них 1000 или 1100 песо. Это плата за дешевый трансфер. Если не хотите делать визу с ними, то езжайте сами на границу и делайте, но тогда дальнейший трансфер до Сием Рипа под вопросом. .
Есть вроде еще опция «онлайн виза». Ну и захватите фотографию, сэкономите 100 бат. Тут же предлагают Банана Гестхауз. Все необходимое есть, и цена нормальная, но по ощущениям этих хостелов там пруд пруди, так что отказываемся.

Итак, Сием Рип.

Приехали уже затемно. Автобус высаживает всех, а рядом нас уже поджидают туктуки. Вышел косяк.
Нам надо в центр, сгруппировались с еще одной парой, с которой в дальнейшем подружились. У них была бронь, а у нас какое-то имя хостела было на слуху. Поедем поглядим. Объясняем тук-туку, куда хотим. Он понимает и соглашается. Вроде бы все легко. Приезжаем – banana guesthouse. Как? Что за фак? Следом приезжают и другие тук-туки с пассажирами нашего автобуса.
-Нам сюда не надо, мы же объяснили, куда надо нам! У нас бронь в интернете
-не волнуйтесь, у нас есть интернет. Бесплатно для постояльцев
-но мы не хотим тут жить. Мы же сказали водителю, куда нас везти
Нам приглашают разных манагеров, посмотрите отель, он хороший…
Да не сомневаемся, что хороший, но мы ТУТ не хотим
В общем мы плюнули, вышли, и пошли искать сами. Водитель оправдывался – у меня тут работа, я обязан всех сюда привозить.
Ну и бог с вами. Зато бесплатно доехали до центра, так как платить мы естественно не стали. Ибо нормально делай – нормально будет.
Находим в соседнем доме Angkor friendship inn. Прекрасный отель, прекрасный персонал, могут все организовать. Стоит что-то около 12-15 долларов с wifi и завтраком. + бассейн.
Шикарно. Нам подходит. Остаемся тут. У нас тут 3 дня по плану, чтобы посмотреть все спокойно и вдумчиво. Бегом не хочется и за один день тоже. Раз уж доехала, то надо брать от жизни все.

Мой французский приятель был в шоке, оказалось, что мне виза во Вьетнам не нужна, а ему нужна. Это после всего, что Франция сделала для Вьетнама))).

Но трудностей нет, мы боялись, что придется зависнуть тут (это кстати не страшно, город прекрасный), но тогда меньше времени будет на Вьетнам, а его и так мало.
Получилось все просто, в агентстве сдали паспорт и 45 баксов, фото нужно или могут сделать еще за доллар. И в течение 3 дней – паспорт вернут с визой. День выдачи выходил на субботу. Ничего, говорят, все будет). Узнали и про транспорт в Хошимин. Есть ночные автобусы, стоят 16-20 долларов в зависимости от класса. Мне приглянулся vip sleeping bus за 20 долларов. Там и завтрак заявлен, и выглядит красиво.

Я на таких еще не ездила, хотя длинные переезды уже были в моей биографии. Вот в Аргентине самый длинный рейс был 23 часа. Вполне себе комфортно). Лишь жестокий водитель мешал тогда своими кровожадными фильмами, которые ставил один за другим.
Однако решаем не спешить, как паспорт в этом агентстве получим, так сразу и билет возьмем. Плюс они дают велики – 4 бакса в день.
Для разнообразия делаем так. 1 день – маленький круг Ангкора, 2 – большой. Эти дни на тук-туке. 15 баксов в день. На 4 человек хорошо делится.
А вот третий день покатаемся на велике. Спокойно поездим без олимпийских рекордов. В удовольствие!
Так и порешили. Ребята по тук-туку стали нашими попутчиками на эти 2 дня. Правда позже выяснилось, что они не совсем фанаты археологии, а тем более археологии в такую жару. Ну собственно и я не фанат уж совсем. До сих пор с ужасом вспоминаю отделение раскопок в Британском музее. Ужасно скучно.
А здесь мне понравилось, конечно. Никогда бы не назвала Ангкор скучным и занудным. Но это на любителя. Поэтому расскажу о своем опыте, как впрочем и всегда.

Итак, день первый.

Мы едем на тук-туке в Ангкор Ват. Как все это необычно!!! Я не видела раньше ничего подобного. Людей много, древность выглядит довольно ухожено. Забыла сказать, входной билет на 2 дня стоит столько же, сколько и на три – 40 баксов. Писать много не буду, только что запомнилось или отметилось ).
Один совет – несмотря на жару – одевайтесь прилично. Я была одета относительно прилично. Но в некоторые места не пускают. И шарфы не спасают. Мол, футболку с рукавами и все тут. Так что будьте осторожны.
Так вот Ангкор Ват. Великолепный храм, можно подняться на смотровую площадку. И снова простор для моей любимой сепии.

Множество пачамам напоминают мне о счастливых временах, проведенных в Южной Америке.
Изображение

Есть и место, откуда должно увидеться зеркальное отражение храма. Отражение у меня получилось кривоватое, но все равно.

Красной линией посещения храмов проходят те чудные места, где ты видишь продажу напитков. Эти оазисы сразу поднимают настроение и придают твоей походке некую летящесть). Продавцы не имеют прав заходить за линии, поэтому места продажи работают в строго отведенных местах.
Здесь у главного храма я увидела любимую мной картину. Животные, да не простые, а особенные. Молодой поросенок думал, что он собака. Он бегал и играл вместе со зверем примерно такой же цветовой и размерной категории. Выглядит наизанимательно.
Маленькие – они все классные, ну а поросенок вообще шикарный. Это хорошо, когда археология сочетается с чем-то живым и теплым.
Вот он какой – поросенок

Через мостик мы проезжаем к храму Bayon.

И тут по дороге нам встречается еще одно живое. Обезьяны. Много их тут! Страшновато, что могут быть агрессивны, поэтому держим вещи ближе к телу. Ну и красавицы. Носят малышей, открывают бутылки, собирают фантики, а парочка приматов скоммуниздили перчатки из корзинки велосипедной у ребят. И сразу на деревья, раз – раз. И пропали вещи. Так что любопытство – хорошо, но бдительность терять не надо.

Bayon хорош, людей тут ощутимо меньше, чем в главном храме. Тут много ликов Будды. С разных ракурсов. Следят за тобой).

Дальше мы едем в Ta Prohm. Вот этот – один из двух моих любимых храмов. Здесь причудливо сочетается каменное и органическое. Корни деревьев плотно вплелись в старинные развалины, а предзакатный свет придавал пейзажу какое-то особенное тепло и уют.

Уходить не хочется, но нужно. Ибо нам нужно встретить закат. Но не в самом туристическом месте, а во втором по значимости храме для просмотра заката. Увы, я не помню название, ну это и не так важно!
Закат – не самый красивый, который я видела в своей жизни. Но все равно познавательно. Людей здесь меньше, чем на самом популярном закатном месте. И это хорошо. Какого-то удивительного пейзажа мы так и не дождались, а ехать домой уже время.
Изображение

Устали, впечатлений много. Водителя мы нашли через девушку в отеле, она друга посоветовала. А на следующий день мы хотели помочь ей и «арендовали» ее мужа с туктуком. Будет стоить на 5 долларов дороже, но зато мы посетим один женский храм, который расположен чуть поодаль. Мы соглашаемся, а почему бы и нет.

День второй.
Погода снова жаркая, причем очень жаркая. Зато мне стало казаться, что страной улыбок называют не ту страну. Камбоджа – вот истинная страна улыбок. И красивые лица какие тут у людей.
Итак, мы едем в женский храм Banteay Srei. Приезжаем в хорошее время, туристов пока мало, зато и дорога интересная, можно проехать мимо настоящих деревень. Здесь быт идет своим чередом, несмотря на туристов.

Можно тут и развлечься, например сделать фотографию себя в рамке, будто бы ты — картина).
Изображение

Вообще, тут красиво. Вокруг храма поля с буйволами, по прудам ходят цапли, цветут растения, ну и рис растет как и 1000 лет назад.

Пора ехать дальше. По дороге я встречаю свое любимое зрелище — плавающих буйволов. Настроение поднимается.

Следующий храм посвящен слонам

Иногда можно увидеть красивые пейзажи без храмов
Изображение

Самый мой любимый храм – это Ангкор Том. Вот где раздолье. С виду он совсем небольшой, зато сколько сюрпризов тут таится. Вот раз свернул направо и уже в другом месте. Случайно пропустил встречных людей, укрылся от солнца – и вот ты уже на огромной террасе, где нет вообще никого, и где ты чувствуешь себя первооткрывателем. Деревья врастают в развалины, развалины врастают в деревья. Иногда встречаются дети, которые умеют считать на 100 языках мира и готовы посчитать вам, если вы купите открытку.

Прекрасное место, уходить не хотелось, ползала я по нему часами и ползала бы дальше, если бы была одна. Но пара другая от жары сдулась и очень намекала на вернуться и плавать в бассейне. Но знаете ли, раз мы все-таки тут, то будем наслаждаться.
Едем смотреть закат на популярное место сегодня. Говорят пускают первых 300 человек чтоли. Я бы лучше побыла еще в Ангкор Томе, но водитель говорит, что надо спешить, можем не попасть в число избранных.
Как альтернатива, можно подняться на слоне за 20 баксов. На нарядном.
Изображение

А можно и пешком. Закат снова не очень, но зато можно увидеть ярких буддиских монахов и поглядеть на храмы с высоты.

А если повезет, то можно заметить птичек, пролетающих мимо заходящего солнца.

Однако заката красивого, который озаряет все небо разными оттенками желтого, красного, оранжевого я не увидела. Ну надо довольствоваться тем, что есть. Это было неплохо. Природа ведь разная.
Изображение

Ребята не выдерживают двух дней и жары. А жара и правда кошмарная. Значит завтрашний лень в Ангкоре мы проведем без них.
А пока романтический ужин в ресторане с названием «Терраса слонов» и здоровый сон.

В отель нельзя проносить гранаты. Хорошо, что предупредили.

Третий день.
Мы едем на велосипеде. Мне не очень нравится ехать по городу, боюсь машин после парочки своих велосипедных аварий на родине, а вот по самому парку ехать одно удовольствие. И велосипеды очень хорошие, не чета того без тормозов, который брали в тайской Аюттайе,
Удивительно, но сегодняшним субботним днем в Ангкоре почти нет людей, зато есть свадьбы. Красивые.

Мы снова гуляем по пустынным развалинам храмов. Очень тут хорошо, такая атмосфера удивительная.

Нет людей, нет и продавцов воды, а значит нет и поросенка. В кафе наглядно показано, как пользоваться унитазом, но за наличие кондиционера я готова простить им многое.
Изображение

В Камбодже существует чудный напиток, ну на мой вкус – зеленый чай оригинальный. Прекрасно. И не сладкий, и не совсем химия, и не газированный — прямо вот как я люблю. В соседних странах было сложнее найти то, что можно пить постоянно. Вода нагревается, а напитки с Е вообще не радуют.

Снова жара, а мы едем в Bayon, чтобы еще раз насладиться ликами просветленного.

Рядом находится терраса слонов и еще один храм. Есть и уютный парк с зелеными прудами, сохнущими мальчиками и яркими насекомыми.

Однако жара жуткая, а мы еще и на велике.
Изображение

Решаем передохнуть и поболтать с продавцами напитков. И тут мы познакомились с детьми. Дети – великолепные. Такие открытые, веселые и с приятными лицами. Восторг. И умные, кстати. Без школы они тут хорошо выучатся жизни.

Среди веселых и бесшабашных деток были и задумчивые. Один мальчик как-то особенно отличался.

Здесь мы провели часа 3, наверное, уж больно подружились с детьми.

Изображение

Однако пришло время покинуть этот приветливый край, нам пора в обратный путь, проезжаем уже знакомых обезьянок и вперед на трассу.

И тут абсолютно неожиданно инепредсказуемо начинает греметь вдалеке. Я до последнего надеюсь, что это не то ,что я думаю. Но, увы, это именно оно. Педали крутятся быстрее, ведь как никак ехать то надо, а вот намочить все не хочется. Дождь усиливается, и в какой-то момент единственным выходом стало найти укрытие. Вот и оно и такие же как и мы – жертвы внезапного дождя. Упс, переждем. Но кончится ли он?
Он не кончается, но немного утихает, быстро мобилизуемся и мчимся домой.
Удивительно, как много воды натекло за час. Невообразимо просто! Глубокие реки воды на дорогах! И говоря реки, я не преувеличиваю.
Изображение

Но слава богу, велики сданы, а ногами по земле ступать приятнее и увереннее даже и по мокрой.
Так закончилось мое знакомство с Ангкором. Место, конечно, удивительное. Я очень рада, что выделила 3 дня. Там можно было еще неделю смотреть все. В каждом освещении и уголке оно выглядит по-разному. Душевно и без спешки. Лишь одно сложно – жара. И отчего-то дождь пошел именно в тот единственный день, когда мы были на велике под открытым небом.

Сием Рип
А что же можно делать в Сием Рипе, например, вечером? Оказывается, много чего.
Для начала – шопинг. Тут гораздо дешевле и приятнее, чем в Бангкоке, несмотря на то, что город очень туристический. Есть ночной рынок, надо торговаться, причем сразу во много раз.
Изображение

Затем – массаж. Здесь на это цены демпинговые. Рыбный массаж — 20 минут 1 доллар. Я попробовала в первый раз. Ощущения странные, конечно, но приятно, когда первая волна щекотки пройдет.

Я хотела попробовать массаж слепых массажистов. 6 баксов самый дорогой часовой. Есть один минус, некоторые любят поболтать, а в массаже главное расслабиться. А тут – привет, ты откуда, любишь ли то, а се. Вобщем, такая мне лишь одна попалась девушка. Причем спрашивают по инерции, а не потому что интересно. Ну да к остальным нареканий не было. Все очень здорово, сильно.
Массаж ног тоже ничего, но слабоват, и уж больно накрашены дамы, которые активно намекают на чаевые. А мне кажется, что цена 2 доллара за 30 минут и так дорогая, чтобы еще чаевые платить))).
На ночном рынке много рыбных аквариумов, иноземцы сидят, пьют пиво, а рыбки делают свое дело.
Еще тут можно съесть happy pizza. Будто бы пицца с травой. Честно скажу, съела, прикола не поняла, то ли разводка для туристов совсем уж, то ли надо было брать не среднюю, а большую, а может смешать с вином, я не поняла. Но по инерции, когда люди заходили и подмигивая спрашивали, ну как пицца-то, говорила, что улет полный).
Вообще она там на каждом углу эта пицца, может какая-то и более счастливая, чем другая.

Полно баров со всякими счастливыми часами, но коктейлями я не увлекаюсь.
Девушка из отеля, предлагала туры к себе в деревню и на какие-то загадочные поля с цветами. Видела их фотки – красивые поля и закат тоже на них красивый. Так что если есть время, то можно занять себя. На крайняк в банана гестхаузе всегда много туристов).
А можно и просто наблюдать за природой, вот у нас в отеле жила лягушка

А в ресторане у ночного рынка лягушачи блюда продавали…

Совпадение?

Есть тут и проблемы с банкоматами, я слышала это от гида на границе и от туристки. Суть такая –снимаешь с банкомата деньги, их снимают со счета, но не выдают наличными.
Ты идешь в банк, пишешь заявление, деньги возвращают через какое-то время на счет, но нал ты так и не видишь. Так что лучше подстраховаться и иметь налик, хотя, конечно, не знаю, как часто такая проблема случается.
Автобус в Хошимин обещал прихватить нас в отеле, но так и не приехал. Мы не стали рисковать и пошли сами, благо рядом. А вместо слипингбаса – обычный. Люди кипятятся, скандалят, а я как-то вспомнила все свои давние приключения и забила. Ну сидячий, подумаешь, ну переплатили 4 бакса. Все равно – сейчас никто его не заменит. И верно, говорят, сломался, так бывает. Вот вам такой автобус. Ну и кипятились, кипятились, а один немец и вовсе лег в проходе. Похоже, это его первое путешествие, иначе как можно так расстраиваться из-за автобуса.

Мы приехали в город с невыговариваемым для меня названием – Пномпень. Приехали и ничего не поняли. Что дальше?
А дальше все поехали, кто куда. Нам же сказали ждать еще 3 часа, типа есть в Хошимин автобус раньше, но нет мест, а вот через 3 часа с другого терминала есть места, вас оттуда приедут забирать. Что делать, ждем. Никто не приезжает. Уточняю. Манагер спокойно играет в шахматы и ему не до меня. Но наконец он все же просыпается, ой да, автобус то через 10 минут. Нанимает тук-тук, и мы мчимся. Слава богу, мы в автобусе, едем в сторону вьетнамской границы. Успокоились. Дорога ничем не примечательна, только вот водители очень приветливые и заботливые.
Менеджеры автобуса собирают паспорта и приглашают нас пройти границу, там у каждого автобуса своя очередь и свой пограничник. Он называет тебя по имени и можешь забирать паспорт. Сложно понять, что именно это имя – твое, но разобрались. Лицо пограничники не проверяют, вернее совсем не смотрят на его соответствие фото в паспорте. Все очень быстро и без трудностей. Теперь меня ждет Вьетнам, — всего лишь 2 недели, за которые надо успеть очень много. Эта страна, вернее то, что я в ней увидела, а это совсем малость, мне понравилась. Понравилась какой-то легкостью и простотой, открытыми улыбками и красивыми детьми, древними храмами и неожиданным летним дождем.