Бирма (Мьянмар)

Бирма. Часть 2. Затерянные храмы Багана

Часть 1. Прекрасный Янгон тут.

18 января. День 4. Баган

А в Багане нас ждал сюрприз. Обещанный трансфер прибыл. Как приятно, что кто-то нас тут встречает. В этом замороженном хаосе было бы сложно разобраться. Автобус еще и прибыл раньше срока, поэтому на месте мы были часов в 5 утра. Ресепшн порадовал, комната будет ближе к 10, а пока отдохните наверху.

Благодаря каше и чаю завтрак мы могли обеспечить себе сами, а потом отправились смотреть предложенные временные апартаменты. Холл для местных, матрасы там и тут, занавесочки. Пойдет. Стило лишь прилечь, как сон накатил мгновенно. В спальнике было тепло и уютно, за окном темно. Чай с кашей отогрели замерзшие тела изнутри. Спалось отлично.

А в 9 начался новый день, все завтракали, предложили и нам. Отказываться – признак плохого тона, так что завтрака сегодня было 2. А дальше появилась и комната. Это конечно дорогой отель, но и комната отличная. Большая, с горячей водой. На удивление прекрасно работал вайфай, потом, правда, оказалось, что так обычно с утра. А вечером по-янгонски. 3 минуты работы через 30 минут висняка.

Пора на прогулку. Нам досталась лошадь с плохо говорящим по-английски Сани. Но мы вполне могли объясняться. Начались храмы и храмы. Комплекс великолепен, здорово, что довелось такое увидеть. Туристы есть, но по сравнению с Ангкор ваттом их тут нет вообще. Про королевский дворец в Бангкоке молчу. Немного напрягают торговцы, но способ говорить, что мы из Коровии не подводит. А нет ли у вас коровийских денег? А то у меня коллекция. Нет, сынок, в Коровии не водятся деньги.

Храмы все разные. Приятно, что мало золотых, а много кирпичных и иногда белых.

bagan2 bagan12

bagan31

bagan32 bagan29 bagan72 bagan20 bagan22 bagan1

Кое-что перекликается с нашей древнерусской архитектурой. Сводчатые арки, фрески. И лишь полностью космический Будда со сверкающей праздничными гирляндами головой выдавал иное происхождение сооружений.

bagan9 bagan10

4 часа пролетели незаметно, остановка на еду на поле с горшками. Вспомнился Али Баба и его проверенный способ оценивать, нет ли разбойников внутри. Просто налить подсолнечного масла, и где закричат — там и разбойники. Не стала пробовать. Будда был за миролюбие.

bagan28 bagan26

Очень всё колоритно, грузовики, забитые людьми по самое не могу, множественные повозки, ребятишки, спящие собаки, монахи в ярких одеждах. В некоторых храмах почти нет людей, в таких хочется побыть подольше.

bagan17

Потом наш водитель предложил прокатиться на лодке. Отчего бы и нет. 23 тыщи и 3 часа на лодке. Обещали показать пещеру, но сразу было понятно, что это так себе. Так себе и оказалось, а вот прогулка мне понравилась. Все же морские корни дают о себе знать. Вот это ощущение, когда ты скользишь по воде, вокруг нет ничего лишнего, ярко светит солнце, и в глади воды отражаются яркие лодки – дорогого стоит.

bagan33 bagan34 bagan37

bagan38

bagan39 bagan60

Начался закат. Как прекрасно работает туризм. Всё, что надо для него – река и солнце. Всё гениальное просто, а простое — гениально.

Сиди и смотри «телевизор». Лучше, чем бирманские сериалы.

bagan45 bagan43 bagan49

Лошадка ждала нас в условленном месте, откинутая крыша превратила повозку в кабриолет. Проснулась ностальгия по родине, причем по родине предков. По вечернему Багану мчится кибитка с лошадкой, стучащей копытами по асфальту или утопающая ими в песке. Ты лежишь, откинувшись на подушки, которые могла бы заменить солома, смотришь в небо с мириадами звезд и дышишь воздухом, наполненном ночными ароматами. Дивно.

Завтра еще есть день. Капитан лодки заикнулся про рассвет, а такие слова говорить мне нельзя. Я загорелась. Придумала взять электровелик. Как я боялась брать мотик в Тае, а тут вштырило. Надо пробовать. В темноте мне показали, что и как. Я ничего не поняла, но решила, что в случае чего буду пользоваться просто как великом))). А то по темноте сложно, ну и если что, то можно просто вручную катить на поворотах. Главное, не убиться. Но вроде люди возвращались довольные.

В страховку включена репатриация, так что прорвемся.

Легкий ужин и отбой. Бирма мне нравится. Это какой-то свой другой мир, и хоть от Тая отделяет всего час лету, тут всё другое. Необъяснимо душевное и приятное. Легкое и удивительное. Старинное и наивное. Эклектическое и простое одновременно. Интересная страна. Не зря я не слышала от знакомых, кому доверяю, ни одного плохого отзыва. И даже ледяной автобус не переубедит меня в том, что страна отличная.

20 января. День 5

Подъем в 6 утра это отлично, если накануне ложишься спать рано. А вставать, чтобы встретить рассвет в мистическом Багане – это очень приятно. Обещанный вчера электровелик был на месте, я, конечно, в глубине души надеялась, что не надо будет подвергать себя этим мучениям. Всё же я и транспортные средства понятия несовместимые. Но если в Тае отлынить от мотобайка удалось, то тут пути назад не было. И вот мое голубое счастье за 8 баксов в сутки ждет меня. Я, конечно, изначально планировала всё же ехать ногами, то есть крутить педали, но выехала на трассу, никого нет, светает, ручка газа повернулась легко. А, была не была, поехали. Дорогу найти оказалось тоже несложно, поворотов мало, я справилась. И хоть скорость моя была очень мала, я получала настоящее удовольствие от езды.

У подножия храма на Ш, где принято встречать рассвет, меня стали поторапливать. Скорее, солнце встает. Я успела.

bagan58 bagan54

Как же прекрасна жизнь. Над огромной бирманской территорией начинался новый день. Из утренней дымки, усеянной остроголовыми вершинами старинных храмов, поднималось яркое красное солнце. Вдалеке летали воздушные шары, люди стремительно навостряли свои фотоаппараты, а кто-то просто задумчиво смотрел вдаль и радовался новому дню. Вот она магия. Магия момента, радость от простых вещей, прекрасное ощущение счастья, когда улыбаешься чему-то естественному и в то же время важному. А новый день это всегда важно. Не знаешь, что он принесет, какие встречи, места, события в нем будут. Это волшебство.

А солнце тем временем набирало силу, чтобы согревать всех жителей нашей необъятной планеты. Дымка рассеивалась, воздушные шары поднимались, становилось теплее, лишь в ногах еще сохранялась прохлада от каменных полов храма.

Хоть и обещали толпы народу, их не было. Получился уютный мультинациональный междусобойчик, где каждый был наедине с солнцем, но встречаясь глазами с соседями люди улыбались. Картинка поразительная, мне кажется в том, чтобы радоваться простым вещам есть что-то такое естественное, слегка забытое и очень правильное. Природа дарит нам всё, что нужно для счастья, а мы всё ищем, бежим, ждем и хотим чего- то этакого, а все необходимое находится под рукой. Стоит только лишь открыть глаза.

Я встретила новый день и довольная помчалась навстречу воздушным шарам. Не рассчитала, что то, что видно свысока, с земли не видать. Поэтому просто прокатилась по песчаным тропинкам. Было очень приятно, ранее еще нежаркое утро, просыпающаяся природа и уже проснувшиеся местные жители. Немного побуксовала в песке. Отлично. Я еще на шаг приблизилась к мотобайку.

bagan11

bagan80 bagan30

А в отеле ждал завтрак. В раннем подъеме, встрече солнца и лишь потом приеме пище – есть что-то от предков. Я не пожалела. Правда, почти на подъезде к отелю чуть не врезалась в мотик, внезапно выехавший из-за автобуса. Но не врезалась, зато поняла, что расслабляться нельзя даже когда уже кажется, что почти на месте. Мои последние эксперименты с великами тоже научили меня, что плеер и погружение в мысленный круиз-контроль штука опасная. Последняя авария была не из приятных, так что еще один звоночек и призыв к тому, что надо быть начеку.

А пока неспешный завтрак, легкий отдых и дальнейшее знакомство с многочисленными храмами Багана. В этот раз ЛП не наврал. Теряться в маленьких дорожках и заброшенных храмах очень здорово. Чем тут хорошо, так это тем, что все храмы разные. Что-то напоминает еще невиденные мной мексиканские пирамиды, что-то католические соборы, что-то готические дворцы. Красиво. И тепло.

bagan64

bagan69 bagan66 bagan63 bagan61 bagan70 bagan73

Заехали на пристань, надо как-то понять, как попасть в следующий пункт Моньву. Понять это сложно. Приватные лодки до Пакоку, промежуточного пункта, предлагают страшные цены 45 долларов за лодку. К слову ЛП говорит, что должно быть 10. Есть еще лодки по расписанию, но про них никто ничего не слышал. Больно. Вобщем, мы решили положиться на авось, с утра поехать на причал и там все узнать.

А то в отеле манагер и вовсе подкинул вариант. Можно ехать на лодке, идущей в Мандалей, она проходит Пакоку, но билет до Пакоку купить нельзя, только целый до Мандалея. И в Пакоку лодка не останавливается. Очень полезная опция. Еще есть такси, 37 долларов до Пакоку и по слухам ехать час. Вобщем, ничего не понятно, приедем на пристань, и всё будет понятно. Надеюсь)

А пока неспешные бесконечные храмы. Случайно выбрели на Швезигон. Поедем, раз уже доехали. Храм поражает великолепием и напоминает Шведагон в Янгоне с тем отличием, что тут нет вайфая и нет людей. Но блестит всё. Красиво.

bagan77

bagan74

bagan76

А дальше найденная нами на карте тропинка оказалась легким трешем. Вначале кладбище, а дальше и вовсе песчаные дюны. А рядом не пойми откуда роскошные поля для гольфа. Это хорошо, селиться в деревне, где нет полей для гольфа, — моветон.

Доехали до башни. Непонятно, что это. Похоже на отель, но жить в таком бы не хотелось. Еще похоже на водонапорную башню, но интернета нет, узнать нельзя. В этом районе стали попадаться туристы, кто на великах, кто на электровеликах.

bagan81

Поплутав там и сям, мы все же попали на трассу, хорошая получилась обзорочка. Так я и делала в Ангкоре в прошлом году. День на туктуке, день на велике. Немного разное восприятие. Приятно ехать туда, куда хочешь и останавливаться там, где пожелаешь, и вообще мчаться со скоростью 10 кмч, подставляя лицо солнцу и ветру.

bagan68 bagan14

bagan83

Небольшая сиеста и закат. Эх, чуть не пропустила всё, но в пути уже поняла, что не успеваю до высокого храма, остановилась по дороге и, примкнув к узкому кругу провожающих день, попрощалась с солнцем, мысленно поблагодарив за то, что я жива, и за то, что я живу и вижу всё это.

bagan85

Идиллию нарушал лишь местный мальчик, пытающийся продать мне российские 100 рублей. Учитывая в каком состоянии тут должны быть долллары, чтобы их великодушно согласились поменять, разбрасываться тысячами киятов (или джет, как они говорят) не хотелось.

Деревня очень приятная. Вечерком можно прогуляться по главной улице с песчаными обочинами и вновь порадоваться чему-то простому, а именно тому, что в этот январский вечер мои пыльные ноги в протертых вьетнамках утопают в еще не остывшем песке, что на небе светят звезды, руки двигаются, ноги ходят, вокруг тихо, и расслабляюще обволакивает приятное чувство безопасности.

Захотелось сладкого, меню тут везде примерно одно. Рис, суп и нудлс, но расписанное на 10 страниц. А сладкого нет, но удача улыбнулась нам, и последний кабак оказался каким-то прекрасным местом с выбором мороженого, фруктов, десертов, пудингов и прочих вкусняшек.

А еще сегодня после месяца нерабочего экрана на фотике, когда я активно практиковала прием «магия кадра», заключающийся в том, что то, что сфотографировано, видно лишь опосля на экране монитора, экран ожил. Я даже привыкла к этому и вдруг, о боги, экран начал что-то показывать. Видать Баган место мистическое.

Согласно ЛП лодки в Пакоку уходят в 6 и в 9. Решили не заниматься мучениями, и поехать к 9. Зато это дало мне возможность встретить еще один рассвет. Хочу поехать в другой храм, рядом с воздушными шарами. Вроде мне даже объяснили, где это, и предложили велик по сходной цене 2000 за утро. 70 рублей неплохая цена. Я маньяк, отказаться от такой возможности нет ни желания, ни сил. Не припомню, чтобы мне хотелось вставать в 6 утра для написания какого-то интересного маркетингового отчета про аммиачную селитру). А вот для того, чтобы еще раз увидеть нечто прекрасное и волшебное, – легко.

Интернета тут, конечно, никакого. С одной стороны это хорошо, телефон используется как часы, будильник и редкая камера. С другой, рабочие вопросы надо решать, а сделать это невозможно. А раз невозможно, то остается лишь расслабиться и погрузиться в нирвану, распределяя световой день между переездами, приемами пищи, неспешным созерцанием и размышлениями о жизни. Не так и плохо)

А еще в Багане не кусают комары. Я сижу вечером под звездами и луной, пишу этот отчет, ноги голые, чай горячий, настроение отличное, чего еще желать. Не знаю, как завтра разрулится наша поездка в Моньву, но я уверена, что как-нибудь, безусловно, разрулится. Не знаю, что принесет завтрашний день. И не хочу знать. А пока ранний отбой и здоровый сон.

21 января. День 6. В Моньву

Самсунги против меня. Я проснулась в 5 утра, и, обрадовавшись, что уже выспалась, а до подъема остался еще целый час, снова прилегла. Следующий кадр – проснулась, большие глаза, смотрю, а на телефоне – 6-45. Блин. Вспомнила свои годы работы в офисе, собираться на работу приходилось также стремительно. Быстро напялив кофту и глотнув вчерашнего холодного чая, я уселась на свой веломотик и помчалась встречать рассвет с полу-закрытыми глазами. Солнце застало меня в пути, но, к счастью, я легко нашла место, куда хотела попасть.

bagan88

bagan92

Забраться на храм можно, но не высоко. Зато именно в эту сторону летят все воздушные шары, создавая невероятную панораму. Жаль, времени в обрез, надо мчаться в Моньву, а пока абсолютно неясно, как это сделать. Мы решили положиться на авось и приехать на пирс ко времени отправления предполагаемых ЛП лодок. А до этого мне надо было домчаться до отеля, не повредив ни себя, ни мотик, позавтракать и окончательно собраться. Дел много для стремительного утра. Добралась я с ветерком. По пустой дороге не ездил почти никто кроме редких автобусов, мотоциклов и воздушных шаров.

bagan93

Я рада, что всё же успела. Мне кажется, что Баган одно из тех мест, где рассвет и закат пропускать преступно. Есть много разных храмов, вариантов, да и солнце каждый день ведет себя слегка по-разному. С чувством выполненного долга я ехала обратно, достойно встретив новый день, хоть и слегка замыленно).

Часть 1. Прекрасный Янгон-город контрастов.

Часть 3. Провинциальные Моньва и Пакоку.